Миф о «долговой яме» Владимирской области и реальное положение вещей.

Миф о «долговой яме» Владимирской области и реальное положение вещей.

Миф о «долговой яме» Владимирской области и реальное положение вещей.В последний месяц в ряде областных и федеральных СМИ старательно муссируются слухи о том, что врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова загоняет регион в «долговую яму», набирая неподъемные кредиты. Мы попробовали разобраться в том, насколько это верно, вместе с Первым заместителем губернатора Владимирской области Вячеславом Кузиным, давшим подробное интервью по данному вопросу ГТРК «Владимир»..

Легенда о «долговой яме»

Те, кто распространяет информацию о неких неведомых долгах, упирают на то, что Орлова делает это для повышения собственного рейтинга перед выборами, затыкая этими финансами дыры в бюджете области. А жителям региона-33, дескать, потом отдавать эти долги много лет, отказывая себе во всем. Однако распространители этих слухов как-то не вспоминают о том, что бюджет области был принят еще в декабре прошлого года при Николае Виноградове (то есть до того, как Светлана Орлова возглавила регион). Причем принимался бюджет Законодательным собранием с использованием процедуры публичных слушаний, и в нем четко определен предел заимствований – 5,2 млрд. рублей. Неужели тогда никто не читал этот документ?

При этом на 1 января текущего года Владимирская область уже имела долг 1,7 млрд. рублей. Эти целевые заимствования были привлечены по двум статьям расходов. Одна из них – строительство моста в Муроме, которое обошлось почти в 1,5 млрд. рублей. Можно было эти деньги не занимать, но строительство шло бы в 4-5 раз дольше. Благодаря займу мост построен быстро и признан одним из лучших в России. Вторая – примерно 250 млн. рублей от федерального центра на ликвидацию последствий засухи. На эти средства региональные власти поддержали сельхозпроизводителей, выдав им деньги безвозмездно. Однако долг у области остался. И плюс дефицит бюджета, который так же был заложен заранее. На него запланированы заимствования в размере 3,5 млрд. рублей.

Сложив 1,7 млрд. руб. и 3,5 млрд. руб., мы и получим 5,2 млрд. руб., заложенные в бюджете. Все эти данные отражены в соответствующих документах, которые секретными не являются, и каждый желающий может с ними ознакомиться. Других долгов у области нет. Однако у распространителей слухов то ли плохо с арифметикой, то ли чересчур хорошо с фантазией. И они упорно талдычат о неких «долгах», предрекая банкротство Владимирской области.

Не лишним, кстати, будет напомнить, что подобного рода долги не создаются по решению одного (даже очень высокопоставленного) чиновника. Они вытекают из бюджетной политики региона. Так что глава региона ни физически, ни юридически не может тайком набрать долгов, а потом повесить их на область.

Кроме того, к концу года долговая нагрузка Владимирской области не превысит 15% от ее доходов – по этому показателю мы находимся в десятке лидеров. Для сравнения, в большинстве субъектов РФ этот показатель превышает 35-40%. То есть и здесь нет предмета для беспокойства.

Перемены в кредитной политике

Как известно, есть два направления кредитной политики. Первый вариант – жить в долг будущих поколений. Брать долги, которые отдавать будет кто-то в будущем. Второй путь – жить по доходам, имея сбалансированный бюджет. Президент России Владимир Путин в своем последнем бюджетном послании особо обратил внимание, что хватит жить в долг. Нужно иметь сбалансированные бюджеты. И поставил задачу – к 2017 году бюджеты всех регионов должны быть соответствующим образом сбалансированы.

Новая администрации области так раз и выбрала второй путь. И уже сейчас мы наблюдаем положительные перемены. Еще 1,5-2 года назад наблюдалась негативная картина, когда количество привлеченных депозитов составляло значительно большую сумму, чем деньги, выданные в области в качестве кредитов на цели развития. Впору было говорить о массовом вывозе капитала из региона. За последние 9 месяцев эта картина существенно изменилась. Сейчас объем выданных кредитов намного больше привлеченных ресурсов банков. Создаются условия, чтобы эти кредиты работали на экономику нашей области, а не других регионов.

Кроме того, есть две формы привлечения кредитов. Первая – это коммерческие кредиты. Вторая – замена коммерческого кредита на бюджетный (что и осуществила Светлана Орлова). И если стоимость коммерческих займов составляет 11%, то показатель бюджетного – 4,125%. Кредит оформлен на 3 года. Стоимость обслуживания коммерческого кредита составляла бы 660 млн. рублей. При замене на бюджетный вариант экономия составляет около 400 млн. руб.

Полученная разница была направлена в первую очередь на целевые нужды. На сэкономленные деньги осуществляется ремонт дорог, подъездных путей, дворовых территорий. Те расходы, которые область не могла себе позволить до этого. То есть деньги не проедаются, а вкладываются в будущее, в развитие области. Но и об этом упорно молчат любители попугать «долговой ямой».

Банкротство или развитие?

А теперь – о финансово-экономическом состоянии области. Может, нам все же грозит банкротство?

Недавно по запросу Совета Федерации независимое рейтинговое агентство провело анализ экономической и финансовой деятельности всех регионов России. По полученным показателям был составлен рейтинг кредитоспособности субъектов РФ.

По экономическим показателям наша область занимает 44 место среди 83 исследованных регионов, то есть где-то посередине. Зато по уровню финансового состояния мы занимаем уже 21 место.

Сегодня мы достаточно крепкий, но все же средний субъект РФ. Конечно, такое положение вещей не может устраивать Владимирскую область, имеющую достаточно хорошее географическое положение и потенциал развития.

У администрации области есть планы, согласно которым по всем показателям мы должны в ближайшее время войти в двадцатку лучших регионов страны. А Светлана Орлова даже говорит о возможности войти в число общероссийских лидеров. И это нормально. Как отметил в своем интервью Первый заместитель губернатора Вячеслав Кузин, «всегда нужно ставить амбициозные планы, только так можно двигаться вперед, а не оглядываться назад». Причем, по его мнению, существующие вопросы надо решать своими силами, не зависящими от позиции федерального центра.

Так что о якобы грядущем банкротстве Владимирской области может говорить либо человек, не владеющий материалом, либо тот, кто вопреки всем фактам и логике упорно пытается представить все происходящее в черном цвете, сознательно вводя слушателей в заблуждение с понятными в общем-то целями. Наоборот, есть уверенность, что наш регион имеет все данные для того, чтобы, вопреки пророчествам злопыхателей, двинуться по пути развития и занять достойное место среди субъектов Российской Федерации.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Кузин пересидел уже двух губернаторов и работает с третьим. Надо сказать, что штаты фин. отделов во всех МО областного подчинения раздуты до неприличия. На это находятся деньги. Эти штаты сократить раза в два – будет приличная экономия без ущерба для дела.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ