Who is Mrs. Orlova?

Около недели назад, 20 сентября, прошли публичные слушания по поправкам в городской устав, примерно через неделю, 7-10 октября, должно состояться специальное заседание Совета нардепов для принятия итогового решения по данному поводу: резюме и прогнозы от Дмитрия Жученко.

Поправки в городской устав г. Владимира: резюме и прогнозыШел на это обсуждение я с одной главной целью – понять, когда и, что важно, как во Владимире пройдут выборы нового городского совета?

Ответы вроде бы и получил, но далеко не уверен в их окончательном характере…

Очная и заочная дискуссии ведутся в настоящее время вокруг трех узловых вопросов:

  • смешанная система избрания депутатов;
  • прямые выборы главы города;
  • дата голосования и срок полномочий.

Смешанная система избрания депутатов

Ясно, что списочной части народных избранников в любом случае быть, т. к. того требует федеральный закон. Спорная деталь – в их будущем соотношении с одномандатниками, сейчас это 50/50 для местных советов, численность которых более 20 депутатов. Однако в той же Госдуме уже одобрен в первом чтении «законопроект Клишаса», меняющий эту пропорцию на 75/25 в пользу мажоритарных округов, для г. Владимира же принципиальное значение будет иметь момент вступления данной новеллы в силу, ибо нынешний расклад 80/20 есть следствие «опоздания» предыдущей редакции этого закона, что сделало возможным знаменитую «поправку Нестерова» для муниципальных выборов 2011 г. (случись наши выборы чуть позже или вступи закон чуть раньше, и мы бы имели несколько иной состав горсовета).

Еще один нюанс, отмеченный рядом выступавших – существенно меняется «норма представительства», т. е. какое количество избирателей делегирует каждого депутата, от имени скольких горожан он говорит.

В 2005 г. при всех 35 депутатах, избиравшихся в округах, один депутат приходился на 8 тыс. жителей с правом голоса.

В 2011 г. при 28 из 35 депутатов, избранных по округам, один депутат приходится уже на 10 тыс. жителей; на очередных выборах при 17 из 35 депутатов, избираемых по округам, один депутат будет приходиться уже более чем на 16 тыс. жителей.

При уменьшении общего числа округов понятным образом увеличивается размер каждого из них, при стабильном объеме обращений и жалоб от жителей города это означает значительный рост нагрузки депутатской деятельности в территориях.

Выход из подобной ситуации одни видят в расширении всего депутатского корпуса до 45 человек (как и было некогда ранее), другие – в изменении пропорции, скажем, 1/3 на 2/3, что в перспективе позволят сделать ожидаемые думские поправки, которые регулируют собственно только минимальную планку.

На ближайшей сессии городской парламент, вероятно, приведет муниципальный устав в соответствие с текущими федеральными требованиями,  удовлетворив соответствующий прокурорский протест. При этом стоит, видимо, ожидать возвращения к данной теме непосредственно перед следующими выборами.

Прямые выборы главы города

Продолжают настойчиво появляться предложения от разных политических сил и общественных объединений о прямых выборах для кого-то из пары «глава горсовета / глава горадминистрации», что также совпадает с общероссийскими тенденциями.

В постсоветской России сложились три модели наделения полномочиями градоначальника. Это условно:

– «мэр-менеджер» (глава города избирается прямым всенародным голосованием и является полновластным хозяйственным руководителем города) – И.В. Шамов, А.П. Рыбаков.

– «мэр-спикер» (глава города – это председатель городского парламента, которым депутаты избирают одного из своих коллег; для повседневного распоряжения городским хозяйством нанимается сити-менеджер) – С.В. Сахаров+А.С. Шохин.

– «мэр-президент» (глава города избирается прямым всенародным голосованием, председательствуя в городском парламенте, тоже присутствует и сити-менеджер) – будущее?

Последний вариант выглядит как компромиссный, стало быть, позволяющий совместить достоинства обеих предыдущих схем и нивелировать по возможности их недостатки.

Но во Владимире выбор среди этих моделей будет весьма персонифицирован с точки зрения интересов и политического будущего кого-то одного из двух основных фаворитов на пост градоначальника.

Дата голосования и срок полномочий

Не вызывает сомнений перенос даты выборов со второго воскресенья марта на второе воскресенье сентября, как требует того положение о едином дне голосования. Но в нашем случае возникает вопрос: «Сентябрь – какого года?»

СНД этого созыва был избран в марте 2011 г. на 4-летний срок полномочий (значит, до марта 2015 г.).

Орган местного самоуправления может сам принимать решение о продлении или сокращении срока полномочий на шесть месяцев в обе стороны, и вроде выгоднее кажется сентябрь того года, в котором истекают полномочия – 2015, как и было объявлено на последних слушаниях.

Но есть некоторая коллизия, связанная с тем, что в данный момент 2 округа Владимирского горсовета уже не имеют депутатов (один – из-за кончины действующего депутата, второй – из-за избрания действующего депутата в ЗС).

Проводить внеочередные выборы на явно менее половины срока полномочий созыва выглядит как-то не совсем актуально, но оставлять на указанный период жителей без своего законного представителя еще более странно. Снять противоречие помогли бы, на мой взгляд, досрочные выборы всего Совета народных депутатов в сентябре 2014 г.

Этот же ход позволил бы поэтапно выйти на решение и другой задачи – синхронизации местных и областных выборов для города Владимир, т. к. четырехлетний срок полномочий нового «досрочного» созыва будет истекать в сентябре 2018 г., следовательно, горожанам административного центра Владимирской области предстоит разом проголосовать и за региональные, и за муниципальные власти (следующим разумным шагом смотрится увеличение каденции нашего городского совета до 5 лет – по аналогии с Госдумой и Заксобранием).

Таким образом, хочется пожелать местным парламентариям, рассматривая уставные изменения, внося правки и голосуя за них, руководствоваться не только тактическими задачами настоящего, но и, что гораздо нужнее, стратегическими вопросами будущего.

Дмитрий Жученко

14 КОММЕНТАРИЯ (-ЕВ)

  1. Во блин, умер один из депутатов – давай перевыборы всего Совета. Крутенько.

    • Выдернули одну фразу и пытаетесь вывод делать о всем материале! Лишь в третьей части текста речь идет о дате новых выборов – она в любом случае будет иной, нежели март 2015
      Есть два варианта, и несколько факторов, которые на мой взгляд склоняют чашу весов в пользу одного из них
      1. Факторы системные, например, чтобы в следующий раз совпали выборы местные с областными, в 2018
      2. Факторы случайные, например, смерть депутата или избрание его коллеги в региональный парламент

      • Да, именно это более всего волнует избирателей – “совпадёт” или нет дата выборов в 2018 году…

        • Как показывает практика избирателю проще ходить на участки меньшее число раз, доказательство – единый день голосования по избирательным кампаниям разного уровня (региональные и местные), совмещение выборов губернатора с ЗС, и прочее…
          Вы же поймите, выборы в горсовет все равно придется смещать, в ту либо иную стороны, 2014 или 2015 – предпочитаете продлить депутатам полномочия на полгода или сократить? И то, и то, законно!
          Если оба варианта между собой равнозначны, я выберу тот,который параллельно решит еще пару задачек

          • Именно так – “параллельно” – относятся избиратели к подобного рода “задачкам”. Оглянитесь вокруг, ведь стока проблем актуальных и сегодня волнующих избирателей. А Вы про “совпадёт” или нет через четыре года…

          • Как не относись, но и эти задачки решать придется! Их не отложишь, на них не забьешь

          • О своей личной позиции Вы так и не ответили: сентябрь 2014 или 2015, третьего не дано…

  2. “Третьего не дано”? Дано. Мне похрен эта “задачка”. Так же, как и “совпадение” в 2200 году. К примеру, если человек тонет, то издевательством выглядят рассуждения на тему, что через 4 года здесь будет организован пункт спасения на водах.

    • Выборы то есть отменяем (они не нужны, Вам же “похрен”), депутатство отныне передается по наследству – звание мэра разыгрывается в лотерею?

      • Вы довольно точно описАли реально СУЩЕСТВУЮЩЕЕ положение вещей.

        1. Депутатство действительно частенько передаётся “по наследству” или сыночку (недавно мы созерцали похожую попытку), или себе любимому (окр. 17, едрос-киселос).

        2. Мэрство зачастую “разыгрывается” впопыхах и вручается случайным людям (“таракан” при Бабиче).

        3. Думаю, гораздо интереснее и полезнее понять, а что же такое “мэрство” в условиях России, почему ПОВСЕМЕСТНО органы МСУ рабопают неэффективно, что надо сделать для исправления положения. И только потом озаботиться датами продвижения во власть соискателей руководящих кресел.

        • Я немного подустал уже повторяться. Давайте так – глубоко вздохните и еще перечитайте всю статью целиком, если вновь не удастся понять то, о чем я написал по-сути, признаю что, видимо, Вы не из моей целевой читательской аудитории

          • Подустали? Уже? Отдышка после нескольких постов? Тогда отдохните, трудоголик Вы наш.

            И подумайте, почему ваша “целевая читательская аудитория” содержит 0 (ноль) участников.

          • Наоборот, моя читательская аудитория не включает “нулей” вроде Вас. За сим откланиваюсь, оревуар!

  3. Это что ж получается – у Вас на сайте вообще нет посетителей, пустынно, как в СахАре. Едва появился один, как Вы, будучи не в силах опереться в дискуссии на аргументы, обозвали его “нулём”. Алаверды, вероятно именно “ноль” порождает нулевой интерес юзеров к сайту.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ