Территориальное общественное самоуправление во Владимирской области достигло «совершеннолетия».
Уже минуло 18 лет действия регионального закона, установившего здесь рамки существования данного института. Необходимость его всерьез никогда не оспаривалась, «соседские сообщества» вполне реальны и требуют своей самоорганизации. Однако накопленная практика демонстрирует до известной степени двоякость подобных структур, и это проблема их будущего (сформулируем пока так: Большое ТСЖ или малая администрация?). Сегодня налицо попытка усидеть на двух стульях…
Любой дуализм обычно носит временный характер. Рано или поздно придется выбрать им основную функцию, твердо разграничив ее от вспомогательных, либо «достроить» рядом параллельные органы для решения альтернативных задач.
Недавняя реформа местного самоуправления вроде предоставила нам возможность определиться в этом вопросе. На примере региональной столицы был вариант с созданием внутригородских муниципальных образований (поселений) на базе существующих районов, а система ныне комитетов ТОС имела тогда шанс трансформироваться в нижний этаж исполнительной власти, своего рода «мини-префектуры». В то же время сама гражданская автономность ушла бы скорее на уровень только домкомов и уличкомов, что максимально близко именно жилищно-коммунальной «вертикали».
Другой путь, очевидно куда более теперь перспективный – дополнительный «зонтик» в виде Советов территорий (локальные собрания активистов) в пределах границ каждого из избирательных округов под патронажем местного депутата. Такой опыт характерен для целого ряда схожих городов, как минимум, по ЦФО: Белгород, Калуга, Рязань, Тамбов и т.д.
* Территориальное общественное самоуправление: самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципалитета (микрорайон, квартал, многоквартирный дом, подъезд и др.).
Дмитрий Жученко
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.