Вопрос о ведущихся в уникальном памятнике культуры и архитектуры реставрационных работах выходит на федеральный уровень.

Вопрос о ведущихся в уникальном памятнике культуры и архитектуры реставрационных работах выходит на федеральный уровень.

Вопрос о ведущихся в уникальном памятнике культуры и архитектуры реставрационных работах выходит на федеральный уровень.Похоже, серьезная обеспокоенность общественности по поводу того, как происходит реставрация фресок в Успенском соборе, придала этому вопросу дополнительный вес. Вчера вечером в главном храме Владимирской епархии, включенном в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, собрались врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова, явившаяся инициатором этой встречи, замгубернатора по социальной политике Михаил Колков, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова и генеральный директор «Владимирреставрации» Михаил Краснов. Основным вопросом, обсуждавшимся на этой встрече, был ход реставрационных работ, ведущихся внутри Успенского собора.

Напомним, что работы по реставрации фресок Успенского собора проводит московская фирма «Вифания», ранее неизвестная владимирским искусствоведам. Все, что о ней известно – фразы из ее буклета об участии в росписи Храма Христа Спасителя в Москве и «роспись в духе XVII века» еще одного храма. Тем не менее наличие лицензии на проведение реставрационных работ (хотя ни один отреставрированный объект в портфолио компании не указан) и меньшая заявленная стоимость работ позволили «Вифании» выиграть в июне этого года тендер на проведение реставрационных работ в Успенском соборе, опередив «Владимирреставрацию», имеющую колоссальный опыт и уникальных специалистов. По словам Михаила Краснова, «Владимирреставрация» была второй в СССР, а сейчас является единственной компанией в России, специализирующейся на проведении именно реставрационных работ.

Необходимо отметить, что деньги на реставрацию храма (10 млн. руб.) выделило Министерство культуры, но распоряжалась ими и проводила тендер РПЦ, она же и устанавливала квалификационные требования к претендентам. Оставим за скобками вопрос, почему не самая бедная структура не в состоянии выделить небольшие в ее масштабах деньги на восстановление собственного имущества. Но двоякая структура подчинения Успенского собора – он принадлежит и РПЦ как храм, и Владимиро-Суздальскому заповеднику как памятник искусства и культуры – привела к двоеначалию, которое редко давало хорошие результаты.

В то время как руководство музея-заповедника озабочено тем, как сохранить доставшееся нам наследие, ищет спонсоров (с их помощью в Успенском соборе, например, сейчас будет устанавливаться система очистки и фильтрации воздуха стоимостью более 6 млн. руб.) и думает о том, как уменьшить наносимый храму ущерб, в уникальном храме ежедневно проходят службы, коптят свечи, а о поддержании необходимой для сохранения фресок постоянной температуры и влажности в помещении и говорить не приходится – при существующем режиме посещений это в принципе невозможно. Светлана Мельникова в качестве примера подобающего отношению к памятникам приводит итальянские храмы, которые в условиях намного более мягкого климата проводят службы только в исключительных торжественных случаях, а экскурсии организуются и проводятся с учетом поддержания необходимого микроклимата.

Вот и «Вифания» не слишком озаботилась соблюдением необходимых технологий и сроков. По условиям контракта работы должны были начаться 13 июля, а закончиться – 16 сентября. Однако к возведению лесов компания приступила только 27 августа, до этого момента безрезультатно пытаясь оспорить методику, разработанную и утвержденную авторитетным академиком Александром Скворцовым, бывшим директором «Владимирспецреставрации», по договору с «Владимирреставрацией» осуществляющим научное руководство и авторский надзор над проводимыми работами.

По словам Михаила Краснова и Светланы Мельниковой, руководство «Вифании» не удосужилось даже приехать и познакомиться с объектом и методикой работ. Помимо несоблюдения технологии (те же возведенные леса вызвали массу претензий, которые были исправлены только к вчерашнему дню) храму уже нанесен ущерб – были продемонстрированы свежие сколы на колоннах Успенского собора рядом с лесами, появившиеся там, видимо, во время монтажных работ. Расчистка и восстановление фресок вопреки не только технологии, но и здравому смыслу осуществляются снизу вверх. «Вы же не будете у себя дома сначала красить стены, а потом расчищать и белить потолок, – отмечает Михаил Краснов и добавляет, – Мы боремся не с «Вифанией», мы боремся за качество проводимых работ. Мы «болеем» этим храмом, потому что нам здесь жить».

Таким образом, работая над восстановлением фресок 19-20 веков, «мастера» губят находящиеся рядом уникальные фрески более ранних периодов, в том числе единственные оставшиеся в России фрески Андрея Рублева. Итогом нарушений уже стало предписание Министерства культуры о приостановлении работ. Уже очевидно, что до 16 сентября – срок окончания реставрации в соответствии с контрактом – необходимый объем работ выполнен не будет. Даже меньшая по сравнению с предложенной «Владимирреставрацией» стоимость работ получилась за счет сокращения объема: «Вифания» планировала восстановить только фрески, а «Владимирреставрация» включила в свой перечень еще и внутреннюю часть купола.

По итогам беседы Светлана Орлова приняла решение донести сложившуюся ситуацию до министра культуры Владимира Мединского и совместно с ним найти способы спасения Успенского собора.